Основные направления развития
Службы школьной медиации «ШАНС»
на период 2017-20 гг.
Учитывая накопленный опыт и оценивая ресурс, который предоставляет образовательной организации по урегулированию конфликтов деятельность СШМ «ШАНС», а также тот факт, что срок действия программы на 2015-17 гг. не истек, коллективом школы было принято решение внести в редакцию Программы на 2015-17 гг. изменения и дополнения, касающиеся:
- расширения деятельности Службы за счет дифференцированного применения программ для каждого типа конфликтов (таблица 1);
- углубления деятельности службы за счет проведения ряда программ с привлечением специалистов муниципальной Службы медиации (таблица 1);
- организацию сетевого сотрудничества среди педагогов-членов «Корпуса медиаторов» и медиаторов-ровесников;
- введения в план воспитательной работы Недель примирения (медиации) (1 раз в четверть);
- дальнейшего развития деятельности медиаторов-ровесников через обучение их в профильных лагерях и предоставление практики разрешения конфликтов в школьной среде.
В целях удобства работы с Программой развития Службы школьной медиации «ШАНС» внесенные в текст Программы изменения и дополнения отмечены звездочкой *. Сроки некоторых указанных в первой редакции Программы развития Службы мероприятий продлены до 2020 г. В паспорт новой редакции Программы внесен новый этап – перспективный, рассчитанный на период до 2020 года.
№ |
Проблемная ситуация |
Рекомендуемая программа |
Результат программы |
Примечания |
1 |
Конфликт между школьниками, в который могут быть вовлечены и родители. Родители настроены жаловаться. |
«Восстановительная медиация» |
Готовность участников конфликта к медиации. Решение конфликта. Самостоятельное исполнение сторонами заключенного договора. |
|
2 |
Конфликт с участием большинства класса. Травля. Враждующие группировки. Требование убрать неугодного ученика из класса. Конфликт в группе родителей. Жалобы, угрозы. |
«Круг поддержки сообщества» |
Обращение к человеческим ценностям. Совместная рефлексия ситуации. Совместный план по регулированию ситуации. Передача ответственности группе. |
|
3 |
Предпосылки конфликта. В школе новый директор/ в классе новый ученик /слияние классов/ объединение школ и т.п. |
Профилактический Круг (Круг ответственности) |
Передача ответственности членам классного/педагогического/родительского коллектива. Согласование интересов учеников, родителей и школы. |
|
4 |
Правонарушение несовершеннолетнего |
«Программа заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда» |
Исправление причиненного вреда. Составление плана по недопущению подобного. |
|
5 |
Конфликт в стадии эскалации. В него включены ученики, родители, администрация, СМИ, органы управления образованием и др. Конфликт вышел за пределы школы. Учебный процесс нарушен. |
«Школьно-семейный совет» |
Помощь школе. Деэскалация конфликта. Восстановление взаимопонимания и составление согласованного плана по нормализации ситуации между всеми участниками образовательного процесса. |
Программу проводит территориальная служба медиации (совместно со школьной). |
6 |
Семья не справляется с проблемами ребенка (пропуски уроков, правонарушения и др.). Конфликтная ситуация в семье. |
«Семейный совет», «Семейная конференция» |
Согласованный план действий. Согласование усилий семьи и специалистов. Принятие на себя ответственности. |
Программу проводит территориальная служба медиации (совместно со школьной). |
7 |
Работа с трудными случаями, острыми конфликтами. |
«Челночная медиация» |
Повышение квалификации членов службы примирения. Отработка навыков работы медиатора, приемов саморегуляции медиатора в конфликтной атмосфере. Примирение сторон. |
|
8 |
Периодическое напряжение в классе. Сложности в управлении классом у классного руководителя. |
«Школьная конференция» |
Понимание классным руководителем процессов, происходящих в детской группе, налаживание дисциплины через сотрудничество детей и педагогов. Улучшение отношений в классе. |
|